Крамаренко Л.А. Выживание абрикосов и персиков в неблагоприятных погодных условиях 2016-2017 г.г.

      Комментарии к записи Крамаренко Л.А. Выживание абрикосов и персиков в неблагоприятных погодных условиях 2016-2017 г.г. отключены

Лекция в МОИП 1 февраля 2018 года.
Крамаренко Л.А., к.б.н., научный сотрудник Главного Ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН.

В Москве уже 60 лет существует культурная популяция абрикоса, начало которой положил проф. Алексей Константинович Скворцов (1920 – 2008). Начиная с 1984 года, культурная популяция абрикоса усилиями Л.А. Крамаренко расширяется на территории Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН (ГБС), а также на территориях 30 монастырей в Москве, Подмосковье и соседних областях. В гораздо меньших масштабах ведется работа с персиком.

Рис 1. Культурная популяция абрикоса в ГБС им. Н.В. Цицина РАН.

Рис 2. Абрикосовые сады на территориях монастырей Москвы и Подмосковья.

В последние 10 лет, начиная с 2007 г., создан селекционный питомник и экспериментальный сад в с. Махра Александровского района Владимирской области, в 120 км к северо-востоку от Москвы. Климат здесь более суровый, чем в Москве, дней с положительными температурами меньше, а морозы сильнее. Все фенофазы наступают почти на 2 недели позже, чем в Москве. Почвы крайне бедные, песчаные. В таких условиях возрастает вероятность получения более зимостойких генотипов абрикоса и персика.

Первые 10 сеянцев абрикоса, высаженные в Махре осенью 2007 г., погибли в течение 5-7 лет – не только из-за холодного климата, но также по причине выпревания. Песчаная почва просела гораздо сильнее, чем глинистая, и корневые шейки деревьев опустились ниже уровня почвы. В образовавшихся лунках застаивалась холодная осенняя или талая весенняя вода, что привело к выпреванию коры и гибели деревьев.

Рис 3. Выпревание корневой шейки в ледяной воде.

С 2010 г. двухлетние сеянцы абрикоса стали высаживаться на постоянное место на холмики высотой до 70 см. Со временем эти холмики также оседают, но все же высота 20-30 см сохраняется. Этот прием позволил всем пересаженным деревьям благополучно выживать. Ранней весной на вершине холмика насыпается земляной круговой валик для полива, в конце лета его ликвидируют, чтобы вода могла свободно стекать с холмика.

Рис 4. Посадка на холмики.

Рис 5. Абрикосовый сад осенью.


Из последних 8 зим в Махре 4 зимы были умеренно холодными и 4 – суровыми, когда температура опускалась кратковременно до -33…-35ºС. В Москве в это же время морозы не превышали -20…-25ºС. При этом выпада абрикосов в Махре не было, даже персики выживали, правда, порой со значительными повреждениями. В 2016 г. экспериментальный сад сеянцев косточковых в Махре насчитывал 100 абрикосов, 9 персиков и 25 сеянцев сливы, алычи, черешни и вишни.

Зима в 2016 г. наступила необычно рано – в конце октября. Большинство деревьев ушли в зиму с незавершившимся и даже с неначавшимся листопадом, с невызревшей древесиной. Такая неподготовленность растений к зиме не могла не сказаться на их перезимовке. В начале января 2017 г. морозы в Москве держались трое суток около -30ºС, а в Махре в это же время ночные морозы опускались до -34…-37ºС.

После зимы 2016/2017 в экспериментальном саду в Махре погибло 64% сеянцев абрикоса в возрасте от 3 до 7 лет.

Рис 6. Результаты перезимовки абрикосов в Махре.


Выжившие растения были оценены по пятибалльной шкале, где 5 баллов – не пострадавшие; 4 балла – деревья, имеющие несущественные повреждения; 2-3 балла характеризуют пострадавшие деревья, у которых новые побеги отрастают из нижней или средней части ствола. В соответствии с этой шкалой, состояние 25% выживших деревьев оценено на 4-5 балла, 11% — на 2-3 балла. Небольшие единичные побеги от корневой шейки у взрослых деревьев (1 балл) отнесены к выбраковке и сосчитаны вместе с погибшими. В Москве выпада абрикосов не было, у растений погибли только цветочные почки, в связи с чем отсутствовало плодоношение в 2017 г.

В Махре из 9 сеянцев персика в возрасте 3-8 лет погибли все. В Москве из 73 персиков погибли только 6. Но многие из выживших в Москве персиков подмерзли и заболели курчавостью листьев.

Для обогащения генофонда московской популяции абрикоса нами были проведены экспедиции по Средней Азии: в 2012 г. по Киргизии и в 2014 г. по северному Таджикистану. Собран большой семенной материал, косточки посеяны в питомнике в Махре. В 2016 г. 4-летние киргизские сеянцы уже 2 года произрастали на постоянных местах в московских монастырях, в ГБС и в Махре. Двухлетние таджикские сеянцы в суровую зиму 2016/2017 оставались на грядках в питомнике.

После зимы 2016/2017 г. в Махре из 28 киргизских деревьев в живых остались только 3. В Москве на территории ГБС выжили 18 из 24 киргизских сеянцев, а в московских монастырях, где теплее всего, успешно перезимовали все 18 киргизских сеянцев абрикоса.

В с. Махра из деревьев, состояние которых после зимы 2016/2017 было оценено на 4-5 балла, 17% составили абрикосы маньчжурские, 46% — сеянцы, косточки для посева которых собирались в Новоспасском монастыре, и 37% – сеянцы, косточки для посева которых были собраны в других монастырях и в ГБС. До недавнего времени в Новоспасском монастыре произрастало 18 деревьев абрикоса, 3 из которых были маньчжурскими. В тесной посадке при перекрестном опылении образовались гибридные формы между абрикосами обыкновенным (Armeniaca vulgaris) и маньчжурским (A. mandshurica). Это подтвердилось наличием характерных для абрикоса маньчжурского внешних признаков у полученных гибридных сеянцев: более светлый, розоватый цвет коры, характерная листовая пластинка с длинно оттянутой вершиной и крупной зазубренностью, всегда ранняя яркая окраска листьев осенью, розовые цветки, мелкие плоды и т.п.

Рис 7. Гербарные образцы абрикосов маньчжурского и обыкновенного.


Абрикос маньчжурский раньше начинает и заканчивает вегетацию. Последнее обстоятельство является очень важным в суровых условиях севера Владимирской области, именно оно и позволило абрикосам маньчжурским и их гибридам, происходящим из Новоспасского монастыря, перезимовать лучше всех.

В суровую зиму 2016/2017 г. погибли абрикосы в других местах с неблагоприятным микроклиматом. Так, в Нило-Столобенской Пустыни на оз. Селигер в Тверской области зимовали 10 деревьев в возрасте 3-4 лет, из них 7 абрикосов обыкновенных и 3 маньчжурских. В живых остался 1 абрикос обыкновенный и 2 маньчжурских. В Троице-Сергиевой Лавре (г. Сергиев Посад, Московская обл.) зимовало 6 деревьев пяти лет. Из пяти абрикосов обыкновенных погибли 2. Единственный абрикос маньчжурский не только выжил, но не имел никаких повреждений.

Рис 8. Абрикос маньчжурский, выживший в Троице-Сергиевой Лавре.


На грядках в Махрищском питомнике однолетние и двулетние сеянцы абрикосов разного происхождения, а также персиков и нектаринов, вымерзли все до корневой шейки. Затем в течение лета у части сеянцев отросли новые побеги от корневой шейки, качество которых было оценено по 5-бальной системе (5 баллов – отрастание одного или нескольких побегов до 70-100 см; 1 балл – очень слабое отрастание побегов от корневой шейки, такие растения могут быть отбракованы).

Таблица 1. Первая перезимовка сеянцев-однолеток в питомнике и их восстановление летом 2017 г.

Из табл.1 видно, что московские сеянцы-однолетки перезимовали, как обычно, лучше всех сеянцев другого происхождения, но отросли летом хуже. Двулетние сеянцы-«москвичи» перезимовали и отросли гораздо лучше (табл.2).

Таблица 2. Перезимовка двухлеток в питомнике и их восстановление летом 2017 г.

В Махре полностью погибли и деревья персиков и нектаринов в возрасте от 3 до 8 лет, и однолетние сеянцы. А сеянцы-двухлетки перезимовали и отросли даже лучше московских сеянцев абрикоса (табл.2). По-видимому, это можно объяснить тем, что, в отличие от больших деревьев, двухлетки зимовали под снегом, но при этом по сравнению с однолетками имели более развитую корневую систему.

В 2017 г. нормального урожая абрикосов не было, не говоря уже о персиках. Но все же единичные плоды дали все московские сорта и формы абрикоса на территориях московских монастырей. Неплохой урожай дала отборная форма ‘Иноходец’, а самый лучший урожай был у новой отборной формы ‘Лимончик’ в Николо-Угрешском монастыре.

Рис 9. ‘Иноходец’.


Рис 10. Урожайность отборной формы ‘Лимончик’ в 2017 г.


В предыдущие урожайные годы ‘Лимончик’ давал очень большой урожай. Плоды этой формы мелкие – 20 г, но внешне привлекательные и очень вкусные. К недостаткам можно отнести поздноватое созревание – в середине августа, крупную косточку (10-12%) и ее не всегда чистую отделяемость. Эта новая форма является перспективной по морозостойкости, заслуживает пристального внимания и дальнейших испытаний в более холодных условиях, в т.ч. в Махре.

Рис 11. Плоды отборной формы ‘Лимончик’.


Рис 12. Урожай ‘Лимончика’ в 2013 г.


В экспериментальном саду в Махре освободилось много посадочных мест, работа по отбору более зимостойких форм абрикоса будет продолжена с более интенсивным привлечением абрикоса маньчжурского.

Лариса Андреевна Крамаренко
e-mail: larisakr@yandex.ru