СОРБОПИРУСЫ
Гибриды рябины с представителями семечковых существуют. В частности, гибриды рябины с грушей. Сорбопирус золотистый, или полверия (Сорбопирус ушковый – не совсем правильное его название) – гибрид рябины мучнистой с грушей обыкновенной. Цветки у него похожи на цветки груши, а листья очень схожи с рябиной мучнистой (и по форме, и по опушению снизу). Полверия была найдена в 17 веке во Франции, и с тех пор начала своё шествие по Европе. Были обнаружены 2 формы – одна с более грушевидными плодами, вторая с яблоковидными (округлыми) плодами. Дерево 10-15 метров высотой. Плоды довольно крупные /по данным западных сайтов – со сливу или абрикос/.
Возделывается полверия в Чехии, Сербии, Словакии, Австрии, Германии. Во ВНИИСПК также культивировалось несколько ее форм (одна из них из ГБС). Сейчас есть форма из Чехии – это сорт ‘Shipova’. Высокорослость полверии – недостаток, но можно прививать ее на айву обыкновенную. На подвое айвы полверия раньше начинает плодоносить, и, главное, дерево становится гораздо меньше, получается карликовым, приросты небольшие. На подвое груши в первые 3-4 года ежегодные приросты у полверии более метра. Во ВНИИСПК в 90-х годах деревья полверии были 7-8 метров высотой. Сейчас во ВНИИСПК полверия привита на айве, и деревья в возрасте 4 лет не превышают в высоту 2,5 м (без обрезки). В прошлом году было первое плодоношение. В Орле она созревает к началу сентября. Съедается раньше, чем растущие рядом сорта груши. Мякоть хрустящая, очень сочная, вкус десертный, во вкусе ничего «рябинового» нет.
В плане вкуса полверия выгодно отличается от Сорбопируса Курьянова (гибрид рябины обыкновенной с грушей обыкновенной). У СК плоды мелкие (в 3-4 раза крупнее рябины обыкновенной), оранжевые, собраны в кисть, как у рябины. Вкус оставляет желать лучшего. Он перенял все недостатки вкуса рябины – горький, терпкий, кислый. Из плодов можно делать варенье. По литературным данным, СК выращивают во многих местах как декоративное растение. Он очень красиво цветёт, цветки необыкновенно красивые, чисто белые, крупнее рябиновых. Кроме того, это природный карлик: хотя в первый год приросты и могут достигать 1 метра, далее они резко сокращаются, при этом цвести и плодоносить СК начинает буквально со второго года.
И полверия, и СК цветут где-то на неделю позже основной массы сортов груши, одновременно с позднецветущими сортами груши. В Орле цветение совпадает с Белорусской поздней – БП отцветает, а сорбопирусы начинают цвести. Процентов на 95 или даже больше они завязывают бессемянные партенокарпические плоды (даже при искусственной гибридизации семян в плодах завязывалось какое-то микроскопическое количество – можно опылить тысячу цветков, а плодов с семенами будет максимум 40). Плоды завязываются массово. Тем не менее, мы считаем, что наличие в саду одновременно цветущих сортов груши должно сказываться благоприятно (даже при отсутствии оплодотворения, опылители могут влиять на завязываемость – может стимулироваться партенокарпия или образование апомиктических семян и, соответственно, плодов). Рябины в качестве опылителей не изучали.
Оба сорбопируса в Орле совершенно не восприимчивы к ржавчине. Полверию специально привили в крону Тютчевской, рядом с которой рос можжевельник казацкий. Тютчевская вся была оранжевая, а на Полверии не было ни единого пятнышка (осмотрели каждый лист). У СК бывают какие-то свои болячки, пятнистости, но ржавчиной она также не поражается абсолютно. Паршой груши оба тоже совсем не болеют. Думается, дело в гибридном происхождении сорбопирусов. Известно, что гибриды европейской и уссурийской груши не поражаются паршой ни западного (европейского), ни восточного экотипов, т.к. патоген «не узнаёт» гибридную форму. Здесь то же самое – у рябины есть своя ржавчина, у груши — своя («европейская ржавчина груши»), а сорбопирус не поражается ни той, ни другой. Пока на полверии не наблюдали вообще никаких грибных поражений листьев.
Вредители на полверии есть, и самый злостный – плодожорка (что характерно, она выбирает плоды, в которых образовались семена, и выедает их в первую очередь). Защитники в Орле говорят, что плодожорка именно грушевая, а не яблонная. Медяницу на полверии пока не отмечали.
СК очень морозостойкий, за все годы наблюдений в Орле ни разу не замечали подмерзаний. Полверия в суровые зимы подмерзает (рябина мучнистая, как западноевропейский вид, менее зимостойка, чем рябина обыкновенная, к тому же вторым родителем была какая-то западная груша). Тем не менее, в ГБС она росла и плодоносила, там были большие деревья (не знаю, как сейчас), плодоносит она также в МСХАТ. В Орле особенно сильное подмерзание у формы происхождением из ГБС было в зиму 2005/2006, потом особо значительных повреждений не отмечали. В 2005/2006 температурный минимум в воздухе был -36° , на уровне снега -38° (но полверия была привита на штамб, так что реально перенесла -36), в тот год приросты были небольшие, но дерево восстановилось.
Оба сорбопируса хорошо совместимы с подвоем груши. СК на груше хорошо растёт первые два года, потом резко останавливается в росте, и вырастает небольшим деревцем не более 2 м.
Полверия резко несовместима с подвоем рябины обыкновенной (проверено в масштабном опыте на нескольких сотнях растений). В месте прививки образовывалось утолщение (полверия толще рябины) и на 3-4 год прививка отламывалась или усыхала. По СК результаты пока противоречивые. Первые прививки черенком на рябину обыкновенную сделали в прошлом году – они сначала прижились, но потом засохли. Сейчас заложили более массовый опыт, посмотрим на результаты.